Стандарты API и ILSAC для классификации моторных масел
Когда речь заходит о выборе моторного масла, многие автовладельцы сталкиваются с терминами, которые могут показаться сложными или запутанными. Спецификации и допуски играют ключевую роль в классификации моторных масел. Эти стандарты помогают понять, какое масло совместимо с двигателем вашего автомобиля, и сможет обеспечить его надежность и долговечность. Но что же они из себя представляют и как их расшифровать? В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое API и ILSAC, их историю, основные характеристики, а также разберем, как выбрать моторное масло в соответствии с этими стандартами. Понимание этих аспектов поможет вам выбрать подходящее моторное масло и продлить срок службы автомобиля.
Что такое API и ILSAC?
API (American Petroleum Institute)— это классификация, разработанная американским институтом нефти, который специализируется на разработке стандартов для различных видов нефтепродуктов, включая моторные масла.
Формат маркировки по API - буквенно-цифровая часть, например: API SN или API CK-4
Первая буква указывает на тип двигателя:
S — для бензиновых двигателей (например, SA, SB, SC и т.д.)
C — для дизельных двигателей (например, CA, CB, CC и т.д.)
Следующие буквы: - Указывают на уровень характеристик. Каждая последующая буква обозначает более высокий стандарт защиты и производительности. Например, у SN характеристики выше, чем SM, а у CK-4 выше, чем CJ-4.
Цифры: - В некоторых спецификациях могут быть указаны цифры, которые обозначают совместимость масла с 2-х или 4-х тактными дизельными двигателями.
Обычно на упаковках указывается два допуска сразу, ввиду того, что моторные масла чаще всего являются универсальным. Они могут подходить, как для бензиновых так и для дизельных двигателей. Выглядит это так: API SN/CF или SР/CF.
Дополнительные обозначения
Energy Conserving: - Ещё один класс по API обозначается буквами EC — Energy Conserving. Это новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива на бензиновых двигателях.
Resource Conserving: - RC — Resource Conserving, является ресурсосберегающим маслом и в этой категории могут быть моторные масла спецификации API SN и выше. Спецификация RC появилось в 2010 году, когда и API SN. и указывает на то, что масло соответствует требованиям по защите окружающей среды. Пример спецификации: API SP-RC.
ILSAC
Спецификация моторных масел по ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee) широко используется в классификации допусков моторных масел для автомобилей азиатского рынка. ILSAC определяет требования к производительности масел и их совместимость с современными бензиновыми двигателями. Каждая новая версия спецификации обозначается буквой "GF" с номером, указывающим на версию. GF расшифровываются как "Gasoline Fuel". Масла с более высокими номерами (например, GF-6) соответствуют более строгим требованиям по производительности, защите двигателя и экологичности.
Основные категории ILSAC:
1. ILSAC GF-1: Введена в 1996 году, предназначена для легковых автомобилей с бензиновыми двигателями.
2. ILSAC GF-2: Введена в 1999 году, улучшила защиту от износа и окисления.
3. ILSAC GF-3: Введена в 2001 году и соответствует стандарту API SL. Этот стандарт обеспечил еще более высокие требования к экономии топлива и экологичности.
4. ILSAC GF-4: Введена в 2004 году и соответствует стандарту API SM. От производителей моторных масел потребовали улучшить моющие свойства масела и повысить топливную экономичность за счет снижения вязкости при холодных пусках.
5. ILSAC GF-5: Введена в 2010 году и во многом повторяет стандарт API SN. За счет использования новых присадок повысились энергосберегающие свойства масла и введены требования по их совместимости с системами контроля выбросов. Этот же стандарт предполагает работу масла в двигателях на биотопливе.
6. ILSAC GF-6: Введена в 2020 года и соответствует API SP. Новое масло предназначено для работы при больших нагрузках в малолитражных моторах и должно обеспечивать снижение окисления, увеличение защитных свойств, выравнивание вязкостных характеристик в широком диапазоне температур. Масла этого стандарта рассчитаны на снижение эффекта детонаций LSPI (Low Speed Pre-Ignition) при малых нагрузках. Этот стандарт применим к широкому ассортименту всесезонных масел.
Различия API и ILSAC.
Стандарты API (American Petroleum Institute) и ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee) различаются по своим целям и требованиям.
Основная цель:
-
API стандарты сосредоточены на долговечности и защите двигателя. API классифицирует моторные масла в зависимости от их способности предотвращать износ двигателя, бороться с отложениями и сохранять чистоту поршней.
-
ILSAC стандарты делают акцент на экономии топлива и снижении выбросов. Они особенно важны для современных автомобилей, где производительность двигателя сочетается с экологическими нормами.
Технические требования:
Стандарты ILSAC всегда соотносятся с стандартами API, но имеют более жесткие требования к:
-
Вязкость моторного масла
-
Топливная экономичность
-
Пенообразованию
-
Содержания фосфора
-
Стойкости к сдвигу
Тип двигателей:
-
API включает спецификации как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. Например, SN относится к бензиновым двигателям, а CF – к дизельным.
-
ILSAC ориентирован только на бензиновые двигатели и разработан для легковых автомобилей.
Экологические требования:
-
API предлагает базовые требования к защите двигателя, в то время как более строгие экологические нормы – не главная задача этого стандарта.
-
ILSAC стремится снизить вредные выбросы и обеспечить топливную экономичность, что делает его стандартом, фокусирующимся на экологии.
Таким образом, API предоставляет универсальные классификации, подходящие для разных типов двигателей, а ILSAC уделяет больше внимания снижению воздействия на окружающую среду и экономии топлива в бензиновых ДВС.
Важно помнить, что оба стандарта взаимодополняют друг друга. Масло может соответствовать как стандартам API, так и ILSAC одновременно. В качестве примера можно привести Моторное масло TALER PRO Fully Synthetic 5W30 SP/GF-6, которое соответствует спецификациям API SP и ILSAC GF-6A:
Как выбрать моторное масло по стандартам?
Выбор моторного масла может показаться сложным процессом, но если следовать нескольким простым рекомендациям, всё произойдёт достаточно легко. Во-первых, всегда обращайте внимание на рекомендации производителя вашего автомобиля. В инструкции указаны вязкости и спецификации масел, которые подходят именно для вашей модели. Во-вторых, проверяйте наличие требуемых спецификаций на упаковке масла. Если масло соответствует требованиям или превосходит их, значит оно прошло все необходимые испытания и подходит для использования в вашем автомобиле.
Рекомендации по использованию. При использовании моторного масла важно следить за его состоянием и проводить замену. Большинство производителей рекомендуют менять масло каждые 10 тысяч километров пробега или раз в год — в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Также стоит помнить о том, что смешивание масел с различными спецификациями может привести к ухудшению их характеристик. Поэтому всегда старайтесь использовать однотипные масла от одного производителя или придерживайтесь рекомендаций по смешиванию от производителей.
Часто задаваемые вопросы (F.A.Q.)