Процесс замены масла в АКПП: можно ли его поменять самостоятельно?
Замена масла в автоматической коробке передач (АКПП) — это одна из ключевых процедур для поддержания автомобиля в хорошем состоянии. Регулярное обновление трансмиссионной жидкости обеспечивает плавность переключения передач и предотвращает износ механизмов. Но можно ли выполнить эту процедуру самостоятельно? Давайте разберемся.

Зачем нужна замена масла в АКПП
Масло в АКПП выполняет несколько важных функций: оно смазывает детали, охлаждает механизмы и помогает передаче мощности. Со временем масло теряет свои свойства из-за загрязнений и механических примесей. Если его не менять, это может привести к ухудшению производительности гидротрансформатора и, возможно, к серьезным поломкам. Например, накопление грязи может привести к засорению фильтра и каналов масляной системы, а ухудшившаяся прокачиваемость трансмиссионного масла — к деформации деталей из-за перегрева коробки передач.
В худшем случае, игнорирование необходимости замены масла может привести к полному выходу из строя трансмиссии, что потребует дорогостоящего ремонта. Поэтому замена масла — это не просто профилактика, а необходимость для долгосрочного использования автомобиля.
Когда и как часто менять масло
Частота замены масла в АКПП зависит от нескольких факторов: типа автомобиля, условий эксплуатации и рекомендаций производителя. В среднем, производители рекомендуют менять масло каждые 60 000 - 100 000 км пробега или раз в 3-5 лет. Однако если автомобиль часто эксплуатируется в тяжелых условиях (например, при резких перепадах температур или при высоких нагрузках на трансмиссию), замену следует проводить чаще — каждые 30 000 - 50 000 км. При этом всегда важно следить за состоянием масла и регулярно проверять его уровень и цвет.
Также критически важно правильно подобрать само трансмиссионное масло, для этого первым делом обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля. Производитель обычно указывает рекомендуемое трансмиссионное масло, его допуск и объем. Все масла для АКПП подбираются по допуску автопроизводителя. Вот так выглядит список допусков, которым соответствует Taler ATF Type III:
Признаки необходимости замены масла
Существует несколько признаков, по которым можно определить, что масло в АКПП нужно заменить до наступления регламентного срока: Пробуксовка передач — при переключении передач автомобиль может "задумываться" или даже пробуксовывать. Появление шума — нехарактерные звуки, такие как гул или скрежет, могут свидетельствовать о проблемах в трансмиссии, возможно, связанных с потерей маслом своих свойств. Задержка при переключении передач — если передачи переключаются медленнее, чем обычно, это может быть сигналом о необходимости замены масла. Запах горелого масла — неприятный запах трансмиссионного масла может указывать на его перегрев или износ. Изменение цвета масла — темное или мутное масло говорит о его загрязнении и потере свойств.Варианты замены масла в АКПП
Существует два основных метода замены масла в АКПП: частичная и полная замена:
- Частичная замена предполагает замену лишь части масла, что позволяет сохранить значительную часть старого масла в системе. Этот метод проще и дешевле, но менее эффективен, так как в системе остаётся часть старой жидкости.
- Полная замена представляет собой замену всей трансмиссионной жидкости, что позволяет полностью обновить масло и очистить систему от загрязнений. Этот метод более затратный, но обеспечивает максимальную эффективность. Аппаратная замена, как разновидность полной замены, позволяет контролировать количество новой жидкости, предотвращая недостаток или избыток масла в системе. Однако этот метод требует профессионального оборудования и опыта.
Процесс полной замены масла АКПП
Процедура полной замены масла в автоматической коробке передач проводится в автосервисе, так как она требует специального оборудования и навыков.
На многих СТО сейчас установлены аппараты, с помощью которых масло в АКПП меняется методом продавливания. Новое масло вытесняется старым, что позволяет говорить о его полной замене. Делается это по следующему алгоритму: коробки к АКПП через её радиатор охлаждения подсоединяются трубки аппарата, заводится двигатель, старое масло сливается, новое под давлением – заливается. Через специальное окошко визуально контролируется цвет трансмиссионного масла – как только он достигнет нужной окраски, процедура прекращается. На такую замену уходит порядка 10-12 литров масла. Вам также могут предложить совершить промывку масляной системы АКПП, для того, чтобы полностью вымыть остатки старого масла и тем самым увеличить ресурс нового.
Процесс частичной замены масла АКПП
Частичная замена масла в АКПП предполагает неполную замену отработанного масла и может быть выполнена самостоятельно при наличии необходимых навыков и инструмента. Инструкция по самостоятельной замене масла в АКПП:
-
Подготовка автомобиля: Поднимите автомобиль на подъемнике или установите его на ровную поверхность. Убедитесь, что двигатель остыл.
-
Слив масла: Найдите сливную пробку на картере коробки передач, открутите её и слейте старое масло в подготовленную ёмкость, сольется только та часть масла, которая способна самостоятельно вытечь.
-
Замена фильтра (при необходимости): Если фильтр загрязнен, его также стоит заменить, для этого необходимо открутить крепёжные болты поддона картера, снять поддон, при этом сольётся ещё довольно большое количество масла. Меняется фильтр, после чего поддон устанавливается на место.
-
Заливка нового масла: Закрутите сливную пробку, залейте в отверстие щупа АКПП столько же нового трансмиссионного масла, сколько слилось в результате предыдущих действий.
-
Проверка уровня масла: Запустите двигатель, переключите передачи, чтобы масло равномерно распределилось по системе, и проверьте уровень масла щупом, следуя рекомендациям руководства по эксплуатации автомобиля, при необходимости – долейте до нужного уровня.
![]() |
Замена масла в АКПП — это важная процедура, которую нельзя игнорировать. Она помогает избежать серьёзных поломок и позволяет продлить срок службы автомобиля. Несмотря на то, что полная замена масла является более предпочтительным вариантом, частичная замена также может быть эффективной при регулярном выполнении. В любом случае, соблюдение рекомендаций производителя и своевременная проверка состояния масла помогут поддерживать ваш автомобиль в отличном состоянии. |