Базовая основа моторного масла: что это такое и какие виды существуют
Моторное масло — это жизненно важная жидкость для любого автомобильного двигателя. Оно не только смазывает движущиеся части, но и способствует равномерному распределению температуры, очищает двигатель, препятствует образованию отложений. В этой статье мы рассмотрим, что такое базовые масла, какие типы существуют и как их можно отличить друг от друга.

Что такое базовые масла?
Современное моторное масло состоит из двух частей: базового масла и пакета присадок. Базовые масла — это основа любого моторного масла. Они составляют основную часть его объема и определяют фундаментальные свойства масла. Базовые масла классифицируются по чистоте, вязкости и другим характеристикам, которые влияют на работу двигателя.
Основные типы базовых масел
Существует три основных типа базовых масел: минеральные, синтетические и полусинтетические. Минеральные масла представляют собой продукт очистки сырой нефти и являются наиболее доступными и распространёнными. Синтетические масла – это продукт химического синтеза. Они способны обеспечивать более высокие требования, предъявляемые к таким свойствам масла как: его окисление, испаряемость, застывание и долговечность. Полусинтетические масла – это смесь минеральных масел с синтетическими. Они сочетают в себе свойства обоих предыдущих типов, предлагая хорошее соотношение цены и качества.
Классификация базовых масел по API
По классификации, разработанной Американским институтом нефти – API, базовые масла делятся на несколько групп.
-
Масла группы I – обычные минеральные масла.
-
Масла группы II – высокоочищенные минеральные масла.
-
Масла группы III – синтетические масла, получаемые посредством гидрокрекинга (наиболее доступного способа переработки минеральной основы).
-
Масла группы IV – Полиальфаолефины (ПАО).
-
Масла группы V – эстеры.
Масла III, IV и V группы — это синтетические базовые масла. Они обладают свойствами, недостижимыми для минеральных масел, но необходимыми современным двигателям.
Далее рассмотрим каждую группу подробнее.
1. Масла группы I
Это тип масел, которые получены методом селективной очистки и депарафинизации нефти. Масла группы I обычно содержат много примесей, в том числе – серы, и редко используются для производства моторных масел, так как большое содержание примесей не позволит маслу удовлетворить требованиям современных спецификаций.
2. Масла группы II
Масла группы II – это улучшенные минеральные масла, прошедшие гидроочистку. Этот процесс уменьшает количество серы, азота и других примесей и увеличивает насыщенность углеводородов. Такие базовые масла могут использоваться как самостоятельно, для производства минеральных масел, так и в смеси с синтетическими базовыми маслами, для производства полусинтетических масел.
3. Масла группы III (гидрокрекинг)
Масла группы III производятся методом каталитического гидрокрекинга минеральных масел, что делает их не только более чистыми, но и выводят их физические свойства на другой уровень, доступный только синтетическим базовым маслам. Эти масла обеспечивают лучшую защиту и меньший износ при высоких и низких температурах, что делает их идеальными для использования в тяжелых условиях и для двигателей, требующих высокой производительности. На данный момент, моторные масла на основе III группы являются самым распространенным типом синтетических базовых масел на автомобильном рынке. На основе гидрокрекинга. Данная основа используется в том числе и в синтетических моторных маслах Taler.
4. Полиальфаолефины (ПАО)
Полиальфаолефины — это синтезированные базовые масла, которые производятся полимеризацией альфа-олефинов. Они не происходят напрямую из нефти, а синтезируются из газообразных углеводородов, таких как этилен. ПАО предлагают высочайший уровень производительности, обладая исключительной термоокислительной стойкостью, химической стабильностью, высокими вязкостно-температурными свойствами и не оставляют отложений на деталях двигателя при нагревании. Они идеально подходят для экстремальных условий эксплуатации, таких как гоночные автомобили или современные высокофорсированные двигатели.
5. Эстеры
Эстеры — еще один тип полностью синтетических базовых масел, которые производятся реакцией между спиртом и кислотой. Эти масла обладают отличной смазывающей способностью и высокой химической стабильностью. Они часто используются в авиации и космической промышленности, а также в высокопроизводительных автомобильных и мотоциклетных двигателях. Эстеры могут улучшать сцепление масла с металлическими поверхностями, обеспечивая более эффективную защиту от износа и коррозии.
Каждая группа масел имеет свои преимущества и может быть использована в зависимости от специфических требований к двигателю и условий эксплуатации. На сегодняшний день производители моторных масел практически не используют в качестве основы только одну какую-то группу масел, так как каждая из них наряду с преимуществами имеет какие-то ограничения и недостатки, которые компенсируются добавлением базовых масел других групп. Кроме того, стоимость производства масел различных групп – очень сильно разнится. И производители моторных масел вынуждены балансировать между желанием сохранить на свой продукт более низкую конкурентоспособную цену, чего можно достичь, используя более дешевые масла II и III групп, и желанием предложить своим покупателям качественный продукт, не только удовлетворяющий заявленным требованиям, но и имеющий запас, перекрывающий эти требования, для чего неизбежно придётся использовать намного более дорогие синтетические базовые масла.
Как выбрать подходящее моторное масло?
На сегодняшний день выбирать тип моторного масла для своего автомобиля могут владельцы устаревших и совсем старых моделей, в которых возможно использовать и минеральные, и полусинтетические, и синтетические масла одного и того же допуска (или более современного допуска, если такое допускается). Владельцы же современных автомобилей, которые, следуя рекомендациям производителя, приобретают моторные масла с допусками последних спецификаций, ограничены только маслами на основе синтетических базовых масел, так как никакие другие этим допускам удовлетворить не смогут. Но и здесь выбор для покупателя широк: синтетические основы моторных масел тоже могут быть разными. Можно выбрать моторное масло, минимально удовлетворяющее требованиям спецификаций, а можно выбрать масло «с запасом», перекрывающее эти требования. С таким маслом можно быть уверенным, что двигатель будет под надёжной защитой в любых условиях и режимах эксплуатации.
![]() |
Понимание различий между базовыми маслами поможет вам при выборе моторного масла для проведения очередного технического обслуживания вашего автомобиля. Учитывая все аспекты, можно значительно продлить срок службы двигателя и улучшить его работу. |